Особенности инклюзивного образования
России для детей с инвалидностью создана и успешно
функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы
особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные
педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных
образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на
здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных
условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению
образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных
школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования
положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая
обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для
детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование –
процесс развития общего образования, который подразумевает доступность
образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что
обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования
включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего
образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и
профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный
комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных
учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других
учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого
необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации
детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала
Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции
говорится том, что в целях реализации права на образование
государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях
и обучение в течение всей жизни человека.
Полезные сайты
Портал "Знаем-Можем"
Советы врачей- деффектологов
http://defectolog.by/roditelyam
Общественная организация "Перспектива"