Социологические исследования в рамках программ Российского фонда
фундаментальных исследований в 2011–2013 годах принесли потрясающий
результат: лишь 17% нашей молодежи может воспринимать информацию
адекватно. Полностью неадекватно воспринимают ее 44% школьников и 37%
студентов.
По данным международного тестирования способностей 15-летних
школьников (проект PISA) понимать прочитанный на родном языке текст,
Россия в 2000 году заняла 25-е место из 32 стран, в 2003-м — 32-е из 43.
Почти две трети школьников (64%) не обладали навыками грамотного
чтения, необходимыми для жизни в обществе, — вплоть до неспособности
пользоваться расписанием поездов.
В 2006–2012 годах Россия входила в четвертый из шести десятков
тестируемых стран. Это безобразие надоело нашему государству, и оно
приняло меры... Просто отказалось от участия в подобных тестах, что
вполне соответствует стилю правящей тусовки.
Когда в 2012 году ни один российский вуз не вошел в гарвардский
«рейтинг репутации», российские реформаторы назвали это проявлением
«глобальной конкуренции» и собрались создать свой международный рейтинг
вузов. Но и без всяких рейтингов, под прессом повседневного бытового
общения, мы все чаще сознаем, что живем в обществе, члены которого не
понимают ни того, что говорят им, ни того, что говорят они сами.
Это разительно контрастирует с еще памятным бытом Советского Союза и
представляется закономерным результатом последовательных либеральных
реформ.
В 1990-е реформаторам было не до социальной сферы: разворовывали
экономику, создавали олигархические империи, «пилили» деньги
государства, дрались за власть. Знание утратило свою ценность: попытка
трудиться, а не спекулировать, почти автоматически обрекала семьи на
нищету. Впрочем, прошедшее время здесь довольно условно: ничтожность
зарплат в неспекулятивном секторе и сейчас выбивает оттуда специалистов.
В 1994 году молодые да умные вновь начали учиться, но лишь чтобы
уехать на Запад, попасть на работу в крупные корпорации или создать свою
фирму. Других перспектив не было, государственная потребность в знаниях
отпала, высшее образование превратилось в бизнес — способ обогащения
администраторов за счет государства и желания молодежи продлить себе
детство. Вузы стали средством самоудовлетворения социально
неадаптированных пожилых интеллигентов и подготовки профессиональных
безработных, не имеющих знаний и не способных часто даже воспринимать
информацию, с отбитой трудовой мотивацией и завышенной самооценкой, в
том числе материальной.
Однако по инерции во многих вузах все еще продолжали учить. Да и
школа еще держалась: разлагаясь под грузом советских проблем (в первую
очередь непрестижности труда педагога), она давала детям основы
грамотности и морали.
Фундаментальный перелом свершила реформа образования, прошедшая в
2000-х «в тени» людоедской «монетизации льгот», вытолкнувшей на
заснеженные площади два с четвертью миллиона пенсионеров. Благая цель —
сокращение коррупции, преодоление разрыва между школой и вузом, контроль
качества образования — была убита бездумным формализмом ее реализации и
корыстью разработчиков.
Их мотив не скрывался: перевести 1 млрд долл., который родители
платили репетиторам за подготовку к вступительным экзаменам, в доходы
вузов. Остальное, похоже, волновало слабо.
Главным элементом образования в РФ стал ЕГЭ. Тесты для объективной
проверки знаний, конечно, необходимы, — но лишь как вспомогательный
инструмент. Превращенный реформаторами в фетиш и основу всей новой
системы «предоставления образовательных услуг» ЕГЭ разрушил ее.
Беда даже не в том, что последние классы в российских школах больше
не учатся, а «натаскиваются» на тесты, и не в чудовищном разгуле
коррупции, поднятой с уровня школ и приемных комиссий вузов на уровень
управления образованием. И неспособность многих абитуриентов написать
без ошибок заявление о приеме в вуз — тоже лишь один из симптомов
болезни.
Главный порок превращения вспомогательного инструмента в главный —
переформатирование сознания школьника, а значит, и всего общества.
Наша школа с начала ХХ века была уникальной: она пыталась научить
мыслить всех, а не только детей элиты. Именно это дало возможность
творческим способностям народов России проявиться в самых
неблагоприятных исторических условиях и вызвало лютую зависть
аристократа Черчилля, говорившего о необходимости находить и
использовать все таланты, даже рождающиеся в социальных низах. Недаром
один из мировых лидеров по качеству образования сегодня — Финляндия,
страна, где оно построено, по словам финских педагогов, по советской
модели.
Тотально же тестовая система совсем отучает мыслить: с
самостоятельного формирования причинно-следственных связей школьник
перенастраивается на выбор из заранее предложенных ответов. В итоге он
не в силах не только сам ставить себе задачи, задавать вопросы и
формулировать ответы на них, но даже самостоятельно искать последние:
может только выбирать из готового.
Это очень удобно для управления: истребив в зародыше способность
критического мышления, власть обеспечивает внушаемость и покорность
масс.
Это хорошо и для спекулятивного бизнеса. Недаром провозглашается, что
школа должна готовить не творцов, о которых мечтали в советскую эпоху, и
даже не специалистов, прямо враждебных «экономике разворовывания
трубы», но «квалифицированных потребителей». Которые еще способны взять
кредит в банке, но уже не могут всерьез задуматься ни о возможности его
вернуть, ни о нужности покупаемой вещи.
Лишившись спроса на подготовку творцов и специалистов, образование
закономерно выродилось в средневековый инструмент поддержания
социального контроля. Но у этой палки есть и второй конец. Власть,
глупеющая по мере оглупления ею общества, не застраховала себя от
перехвата этого контроля: лишив людей способности критически мыслить,
она превратит их в беспомощных жертв пропаганды — и отнюдь не только
своей.
Обреченные супертестовой системой образования на поиск «единственно
правильных» ответов и того или иного гуру в качестве их источника, люди
массово становятся как жертвами различных сект — от свидетелей Иеговы до
свидетелей Навального — и мошенников (до возродившегося «МММ»), так и
адептами прямо враждебных России идеологических течений.
Естественно, как всякий живой организм, система образования
сопротивляется и пытается выкрутиться. Понимая, что, как отметил ректор
МАИ (вскоре после этого уволенный), «нельзя дать высшее образование
человеку, у которого нет среднего», многие вузы посвятили первый курс
изучению «с чистого листа» программы старших классов школы — и
абсолютное большинство учащихся этого не замечает.
Но оздоровить систему образования изнутри ее самой нельзя.
Агрессивный, бездумный, убежденный в своей правоте и принципиально
безответственный феномен «позднего совка» — «младшие научные сотрудники»
уступили место значительно усугубившему эти негативные качества
хипстерскому «офисному планктону». На Болотной он до смерти перепугал
своих творцов, но это еще что — на смену ему идет следующее поколение.
Для которого уже нет мест в офисах, а и были бы — оно не сможет их
занять в силу образовательной деградации. Это агрессивное, все меньше
способное жалеть себя, не умеющее осознавать даже свои интересы
поколение выморочных окраин скоро захлестнет центры мегаполисов.
Попытки приручить его играми в «нашистов» полностью провалились. А
мир требует максимально гибкого мышления, сочетания способности к
анализу с готовностью принимать решения и нести за них ответственность.
Страны, не способные воспитывать или хотя бы привлекать массы носителей
данных качеств, обречены.
Источник: www.mk.ru
|